Образ свидригайлова в романе преступление и наказание

Характеристика и образ свидригайлова в романе достоевского преступление и наказание – Лучшие Сочинения

Образ свидригайлова в романе преступление и наказание

Проникнуть в суть человеческой души независимо от того, кому она принадлежит, праведнику или убийце, – вот что было главной целью творчества Михаила Достоевского. Большинство его героев обитают в Петербурге 19 столетия. Тем не менее книги великого русского классика интересны и сегодня.

Причем не только в России, но и за рубежом. Образ Свидригайлова – один из самых интересных образов Достоевского. Только на первый взгляд может показаться, что этот персонаж однозначен. Он противопоставлен главному герою романа «Преступление и наказание», вместе с тем имеет много общего с ним.

Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

Итак, что нам известно об этом герое? Свидригайлов Аркадий Иванович – знакомый Дуни Раскольниковой. Более того, он является ее поклонником, страстным, неудержимым. Образ Свидригайлова вырисовывается еще до его появления.

Раскольников однажды узнает о нем как о человеке низком, готовом на все ради получения выгоды и удовольствия. Немалый интерес представляет таинственная история Аркадия Ивановича. Он, как и главный герой романа, когда-то совершил убийство.

Однако суду, в отличие от Раскольникова, предан не был.

Аркадию Ивановичу пятьдесят лет. Это человек среднего роста, дородный, с крутыми и широкими плечами. Важная часть образа Свидригайлова – щегольская комфортная одежда.

В руках у него всегда изысканная трость, которой он то и дело постукивает. Широкое лицо Свидригайлова довольно приятно.

Здоровый цвет лица говорит о том, что большую часть времени он проводит отнюдь не в пыльном Петербурге. Волосы белокурые с проседью.

Что самое главное в образе Свидригайлова, как, впрочем, и в любом другом? Конечно, глаза. У Аркадия Ивановича они голубые, смотрят холодно, пристально, немного вдумчиво. Свидригайлов – дворянин, офицер в отставке. Он человек отчаянный, как сказал один из персонажей, «забубенного поведения». Кратко образ Свидригайлова можно описать следующим образом: злодей, сладострастник, подлец.

История Аркадия Ивановича

Характеристика Свидригайлова весьма неприглядна. Тем не менее в сцене, в которой изображена его кончина, он способен вызвать жалость у читателя. Образ Свидригайлова в романе Достоевского принято считать самым ярким отрицательным. Все же это довольно противоречивый персонаж. Да, он негодяй, развратник, авантюрист, самодур. Но он несчастный человек.

Однажды он говорит Раскольникову: «Мои дети нуждаются во мне. Но какой я отец?». Он как будто стремится очернить себя, пытается казаться более неприятными и омерзительным, чем он есть. Возможно, все дело в том, что когда-то Свидригайлов совершил убийство. Он не признался, не покаялся. Он верит в свою безнаказанность. Свидригайлов жестоко ошибается. Преступления без наказания не бывает.

Когда-то Свидригайлов был карточным шулером. За долги попал в тюрьму. Оттуда его выкупила Марфа Петровна – женщина немолодая, но очень богатая. После освобождения Аркадий Иванович женился на ней. Правда, уже спустя несколько месяцев после свадьбы заявил, что верен ей быть не может.

Марфа Петровна мужу прощала измены. Более того, однажды сделала все, дабы скрыть грязную историю, приведшую к смерти пятнадцатилетней девушки. А ведь тогда Свидригайлов имел все шансы прогуляться в Сибирь. Если бы не жена, которая, к слову сказать, позже умерла при весьма странных обстоятельствах. Дуня Раскольникова полагает, что Аркадий Иванович отравил ее ядом.

Рассмотрим более подробно характерные черты Свидригайлова. Что за история с ним произошла за несколько лет до знакомства с Раскольниковым? Что имеет общего этот негодяй с главным героем?

Сумасбродство

Свидригайлов – довольно эксцентричная личность. Его совсем не интересует мнение окружающих. Как уже было сказано, его называют «человеком забубенного поведения».

Он говорит странные вещи, застает своими бесстыдными речами собеседника врасплох. Быть может, он, действительно, равнодушен к общественному мнению.

Но можно предположить и другой вариант: Свидригайлов получает удовольствие удивляя, шокируя окружающих.

Порочность

Это самый развратный герой в романе «Преступление и наказание». Когда-то он вовсю изменял своей жене с крестьянками. Позже, познакомившись с Дуней, воспылал к ней страстью. Это и погубило развратника.

Девушка никогда не ответит ему взаимностью. Она презирает его, а однажды едва не убивает. Аркадий Иванович привык добиваться своего.

Когда же понимает, что цели в лице Дуни Раскольниковой ему никогда не достичь, кончает жизнь самоубийством.

Авантюризм

Свидригайлов – человек пустой. Он привык к праздности, живет на широкую ногу. Сама женитьба Свидригайлова – это не что иное, как авантюра. Он связал свою жизнь с женщиной, которую не любил.

Возможно, Свидригайлов и вовсе не способен на глубокое чувство. Он живет ради минутного удовольствия, ради которого готов поплатиться чужой жизнью.

Пришло время рассказать историю, после которой за Аркадием Ивановичем навсегда закрепилась репутация негодяя.

Жестокость

Марфа Петровна заключила с мужем странный договор. Суть его заключалась в следующем: он никогда не оставит ее, никогда не заведет постоянной любовницы, при этом удовлетворять свою похоть будет с сенными девушками.

Одна из крестьянок – девочка 14-15 лет – однажды была найдена удавившейся на чердаке. Оказалось, что к самоубийству ее подтолкнуло жестокое оскорбление Свидригайлова. На совести этого человека имелась еще одна смерть.

До самоубийства он довел Филиппа – крестьянина, не выдержавшего постоянных гонений.

Свидригайлов и Лужин

Образы этих персонажей противопоставлены главному герою. Их принято считать двойниками Раскольникова. Однако Лужин, в отличие от Свидригайлова, и уж тем более студента, погубившего старушку, довольно простой персонаж.

Лужин ничего, кроме неприятия, не вызывает. Это холеный немолодой господин, в дорогой щегольской одежде которого есть что-то неестественное, бутафорское. В отличие от Свидригайлова, он выбрался из низов. Лужин не привык к праздности. Он служит в двух местах, дорожит каждой минутой.

Наконец, главное, что отличает его от Аркадия Ивановича, – рациональность, расчетливость. Этот человек никогда не потеряет голову из-за страсти. Он хочет жениться на Дуне не потому, что любит ее. Сестра Раскольникова бедна, а значит, будет послушной женой.

Она хорошо образована, а значит, поможет ему занять более высокое место в обществе.

Одного поля ягоды

Свидригайлов узнает о преступлении Раскольникова, подслушав его разговор с Соней. Он, конечно, не предаст огласке тайну Родиона Романовича. Однако она возбуждает, будоражит его.

«Мы с вами одного поля ягоды» – говорит он однажды Раскольникову. Но вдруг замечает в студенте непонятные трагические метания.

Человеку со столь тонкой организацией нечего идти на преступление – так полагает Свидригайлов, презрительно называя страдания Родиона «шиллеровщиной».

Аркадия Иванович муки совести посетили лишь в последние дни его жизни. И они были слишком слабы для того, чтобы привести к покаянию. Он, в отличие от Раскольникова, не смог признать своей вины.

Источник:

Свидригайлов

Второстепенный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Старый дворянин, мечтает жениться на сестре главного героя романа – Дуне Раскольниковой. Узнает об убийстве, которое совершил Раскольников, однако обещает молчать об этом. Изворотливый тип, развратный и циничный.

История создания

Писатель Федор Достоевский

Образ Свидригайлова сложился под влиянием разнородных впечатлений. Психологическим прототипом персонажа, вероятно, стал некий убийца Аристов, по происхождению дворянин, который сидел в Омском остроге.

Этого человека Федор Достоевский уже выводил в другом произведении — «Записки из мертвого дома».

Фамилия «Свидригайлов» созвучна с именем литовского князя Свидригайло, а также с немецким словом geil, что переводится как «сладострастный», «похотливый».

Кроме того, Достоевский, работая над романом, привлекал к делу многочисленные материалы и заметки из журналов и газет, которые читал. Среди прочего, писатель читал журнал «Искра». В одном из номеров за 1861 год там содержится фельетон, где говорится о некоем Свидригайлове, «отталкивающем» и «омерзительном» человеке, который бесчинствует в провинции.

«Преступление и наказание»

Свидригайлов на сцене театра

Аркадий Свидригайлов — высокий, полный, сутуловатый господин лет пятидесяти. Щегольски одевается и производит впечатление осанистого барина.

Носит свежие перчатки, изящную трость и громадный перстень с дорогим камнем.

У Свидригайлова приятное скуластое лицо, здоровый цвет лица, не характерный для петербуржца, густые белокурые волосы, в которых едва пробивается седина, густая борода «лопатой» и голубые «вдумчивые» глаза.

Персонаж «отлично сохранился» и выглядит моложе собственных лет. При этом моложавое лицо Свидригайлова похоже на маску и по непонятным причинам производит «ужасно неприятное» впечатление, а взгляд кажется тяжелым и неподвижным.

Дуня Раскольникова и Свидригайлов

По происхождению Свидригайлов дворянин, отставной офицер — два года служил в кавалерии. Герой был женат, однако жена Свидригайлова умерла. После жены остались дети, которые живут у тетки, и, как считает сам Свидригайлов, в отце не нуждаются.

Свидригайлов привык жить роскошно и до сих пор числится состоятельным человеком и хорошо одевается, однако того, что осталось после жены, герою едва ли хватит на год.

У Свидригайлова сумасбродный и непредсказуемый характер. Другие персонажи называют Свидригайлова сладострастным развратником, подлецом и грубым злодеем. Сам герой разделяет мнение других о себе как о праздном и погибшем в пороках человеке, лишенном чести.

Иллюстрация к роману “Преступление и наказание”

Герой также называет себя скучным и мрачным человеком, признается, что иной раз по три дня сидит в углу и ни с кем не разговаривает, любит злачные места и погряз в грехах. У Свидригайлова нет никакой специальности или дела, которому герой мог бы посвятить себя, по этому поводу герой называет себя «пустым человеком».

Раскольников также называет Свидригайлова «ничтожнейшим злодеем». Свидригайлов влюблен в сестру Раскольникова Дуню и хочет на той жениться. Однако сам Раскольников против этого брака и считает, что Дуню следует от Свидригайлова оберегать.

Свидригайлова не интересует мнение окружающих, однако, когда нужно, герой умеет произвести впечатление порядочного и обворожительного человека из хорошего общества. Герой хитер и умеет обольщать дам, склонен хвастаться и распускать хвост.

У Свидригайлова много знакомых в высшем обществе, потому у него остались полезные связи. Сам герой прежде промышлял мошенничеством и был шулером – карточным игроком, который обманывает партнеров.

Герой состоял в компании таких же карточных мошенников, которые действовали в высшем обществе и на первый взгляд выглядели как наиприличнейшие люди с изысканными манерами, дельцы и творческая элита.

Родион Раскольников

За восемь лет до происходящих в романе событий Свидригайлов попал в долговую тюрьму, откуда не имел средств выбраться. У героя был громадный долг, который тот не мог выплатить.

Спасла Свидригайлова влюбленная в него Марфа Петровна, которая выкупила героя из тюрьмы за «тридцать тысяч сребреников». Герой женился на Марфе Петровне, после чего сразу же уехал в имение жены, в деревню.

Супруга была старше Свидригайлова на пять лет и сильно любила мужа.

Следующие семь лет, до приезда в Петербург, герой не выезжал из имения и пользовался состоянием супруги. Марфа Петровна казалась герою слишком старой и не вызывала у того любовного интереса, поэтому Свидригайлов прямо заявил супруге, что не собирается хранить той верность. Жена восприняла это заявление со слезами, однако в результате супруги пришли к соглашению.

Иллюстрация к роману “Преступление и наказание”

Свидригайлов обещал, что не оставит супругу и не станет с той разводиться, никуда не станет отлучаться без разрешения жены и не станет заводить постоянную любовницу. В обмен на это Марфа Петровна «разрешит» Свидригайлову совращать молодых крестьянок в имении.

Свидригайлов изнасиловал глухонемую несовершеннолетнюю девочку, которая позже повесилась на чердаке. О вине героя стало известно из некоего доноса.

На героя завели уголовное дело, и Свидригайлову грозила ссылка в Сибирь, однако Марфа Петровна снова помогла мужу выкрутиться и постаралась замять это дело. Благодаря деньгам и связям супруги Свидригайлов ушел от правосудия.

Известно также, что герой довел до самоубийства одного из своих слуг бесконечными истязаниями и издевательствами.

Петербург в романе “Преступление и наказание”

Источник: https://school-10.ru/obrazy/harakteristika-i-obraz-svidrigajlova-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Образ и характеристика Свидригайлова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Образ свидригайлова в романе преступление и наказание

Один из главных героев романа – Аркадий Иванович Свидригайлов. Он дворянин примерно лет пятидесяти, спокойный и воспитанный человек.

История Свидригайлова весьма интересна: будучи любителем разгульной жизни, он “гулял” по Петербургу до тех пор, пока не женился на Марфе Петровне. Она увезла его в деревню, желая усмирить сладострастие мужа, однако и там наш герой влюбляется в Дуню.

Также он использует богатство своей жены, и даже когда она умирает, Свидригайлов тотчас отправляется обратно в Петербург за Дуней.

В Петербурге Аркадий Иванович находит Раскольникова и просит устроить ему свидание с возлюбленной. Видя, что Свидригайлов – порочный, грубый человек, который ценит в жизни только разврат, Родион отказывает ему. Из-за безысходности своего положения Свидригайлов чрезмерно откровенен с Раскольниковым, он даже находит в этом особое удовольствие.

По случайности в Петербурге Свидригайлов поселился рядом с Соней Мармеладовой. Он слышал разговор Сони и Раскольникова, когда Родион признался в убийстве старухи-процентщицы. Свидригайлов сообщил Раскольникову, что знает всё, но обещал хранить молчание. После встречи с Родионом Аркадий Иванович заманивает к себе на квартиру Дуню, где она едва не убивает его из револьвера.

Поняв, что его любовь обречена, Свидригайлов совершает самоубийство.

В романе Свидригайлов является двойником Раскольникова. Он олицетворяет разврат, похоть и праздность жизни.

Но в отличие от Раскольникова Свидригайлов – слабый человек, потому что не может выдержать всех трудностей и выбирает самоубийство.

Возможно, что Аркадий Иванович мог бы сойти с пути преступления, если бы его чувства были взаимны, ведь он не раз испытывает угрызения совести и видит призрак Марфы Петровны.

Свидригайлов – обычный человек, который скрывает своих демонов под маской доброжелательности. Он совершает множество грехов, но так и не приходит на путь истинный. Его загадочность и скрытность исчезают в моменты его откровений и “обнажений”, а его демоничность оказывается обычным сладострастием.

XIX век по достоинству назван «Золотым веком» русской литературы. В этот период она достигает небывалых высот и дарит нам многих известных мастеров слова.

Один из них – Фёдор Михайлович Достоевский – искушённый препаратор темнейших уголков человеческой души. Он является автором пяти великих романов: «Бедные люди», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание».

В последнем из них писатель погружает нас в глубокий внутренний мир героев, в их мысли и переживания.

Вариант 2

В полифоническом романе Достоевского «Преступление и наказание» один из принадлежит герою, в злодействе и низости которого, кажется, нельзя усомниться.  Его второстепенная роль тем не менее определяет одну из ведущих линий романа, связанную с мотивом двойничества и воскрешением Раскольникова.

Романная история Свидригайлова полна разного рода отвратительными событиями: шулерство, долговая яма, доведение до самоубийства глухонемой девочки и Филиппа, мучения Марфы Петровны, преследование Дуни, и, наконец, Свидригайлов сам убивает себя.

Герой последовательно и цинично уничтожает свою душу, нисколько не смущаясь своего поведения.

Но Достоевский не мог создать просто  плоский образ героя-развратителя и только, объемность персонажа становится очевидна, когда он влюбляется в Дуню и становится свидетелем  признания Раскольникова в преступлении перед Соней.

  В его метаниях и попытках измениться нет логики тогда, когда он заявляет Раскольникову, что они «одного поля ягоды», и тогда, когда едва ли не угрожает Дуне, шантажируя ее и пытаясь добиться ее любви.

Но в этих метаниях и странных поступках попытка найти хоть какой-то выход из страшного положения, в котором оказался Свидригайлов, думая, что мук совести он испытывать не может, а оказалось, что это не так, ведь образ –  привидение его покойной жены, так много сделавшей для него и безвременно, возможно, по его вине ушедшей, преследует его неотступно.

Описаний внешности Свидригайлова в романе достаточно много, но одна из портретных деталей – много говорящая: его лицо, обрамленное белокурыми слегка поседевшими волосами, алые губы, сверкающие глаза – все это напоминает маску.

Именно маска Свидригайлова и есть составляющая его демонической натуры, даже тогда, когда он пытается ее снять, жертвуя деньги Соне и Дуне, например, это ему не удается – столь велико его заблуждение, чтобы избавиться от него единовременно.

Но натура Свидригайлова слабая, и демоны внутри него одерживают победу, маска станет личиной, а Свидригайлов навсегда отправиться «в Америку», так он называет свое самоубийство.

Свидригайлова называют двойником Раскольникова, это не случайно. Как в зеркале суждено увидеть Раскольникову, что происходит с человеком, который возомнил себя право имеющим вершить судьбы других людей и распоряжаться их жизнями.

В одном из разговоров с Раскольниковым Свидригайлов предполагает, что вечность – это баня с пауками, эти пауки и есть его демоны, его пороки, страсти, с которыми так он и останется, наложив на себя руки и не дав возможности своей душе очиститься от скверны.

Не спасает Свидригайлова любовь к Дуне, потому что через принуждение, а не через смирение и терпение идет он к этой любви, но старые методы не действуют, не обстоятельства нужно менять Свидригайлову, а себя в обстоятельствах.

Встреча с пятилетней девочкой перед смертью для героя становится символом безысходности, так как он видит неискупленные страдания ребенка как знак полного несовершенства мира, в котором, по его разумению, ему больше нет места.

Эта роковая ошибка  героя становится его приговором.

Сочинение на тему Аркадий Свидригайлов

В романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” акцентируется внимание на внутреннюю составляющую героев, а не на их действия. Одним из героев этого произведения является состоятельный дворянин Аркадий Свидригайлов.

Он и Лужин являются моральными двойниками главного героя Родиона Раскольникова. Свидригайлов реализует теорию Родиона. Он получает то, что ему захочется, всеми возможными способами.

Это приводит его Аркадия к моральному опустошению и переживанию духовной деградации.

Хотя герой и выглядит не на свой возраст, ему около пятидесяти лет. Он невысокого роста, имеет широкие плечи и одевается довольно щегольски. Дополняли образ густые волосы и борода, а голубые глаза дарили холодный взгляд с долей пренебрежения. Для Раскольникова было что-то угрожающее в этом с виду привлекательном образе, ведь Свидригайлов привык осуществлять свои цели любыми способами.

Вокруг фигуры Свидригайлова ходило много разговоров и слухов. Говорили о нем, что он виноват в смерти своей жены, так как сам отравил ее. Приписывали Свидригайлову и то, что довел слугу своего до самоубийства.

Даже Дуня, в которую влюблен Аркадий, чувствует опасность, исходящую от этого человека. Сам же Свидригайлов не отрицает того, что делает всё только по собственной воле и желанию.

При этом не пытается оправдать своё поведение, как это делают Раскольников и Лужин.

Свидригайлов – это тот образ, каким мог бы стать Раскольников, если бы переступил моральные границы. Аркадий имеет холодную выдержку и не испытывает угрызений совести в отличие от Родиона. Свидригайлова не терзают ни прошлые грехи, ни совершенные недавно преступления.

Схожесть героев первым отмечает Свидригайлов, но есть одно отличие. Для Аркадия Ивановича, который избавился от моральных принципов, равенство добра и зла стало жизненной истиной. В то же время Раскольникова всё это вгоняет в состояние паники. Несмотря на свою жизненную позицию, Свидригайлов совершает большое количество хороших поступков.

Трагическое раздвоение личности героя приводит к тому, что он начинает чувствовать отвращение к жизни и пустоту. Свидригайлов становится предупреждением для Раскольникова, показывает его возможное будущее.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-i-harakteristika-svidrigajlova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo

Характеристика Свидригайлова (Преступление и наказание)

Образ свидригайлова в романе преступление и наказание

Из многих второстепенных персонажей Аркадий Иванович Свидригайлова является наиболее ярким и важным для характеристики главного героя Раскольникова.

Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» выписаны Достоевским довольно четко, живо, наиболее подробно.

Данный персонаж настолько явно подчеркивает многие стороны характера главного героя, что весьма важно понять самую суть несимпатичного Аркадия Ивановича.

Достоевский Ф. М., словно художник, написал портрет Аркадия Ивановича четкими, яркими, сочными мазками широкой кистью. И хоть Свидригайлов не главный герой, однако его трудно забыть и невозможно пройти мимо.

Внешность

«…Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид… Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский.

Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые» – Таким написан портрет Свидригайлова.

Автор очень детально его нарисовал, подчеркивая важность данного персонажа для судеб остальных героев романа. Портрет очень интересен: сначала читатель видит весьма приятного человека, даже симпатичного. И вдруг в конце описания сказано о глазах: пристальный, холодный взгляд, хоть и вдумчивый.

Известное выражение «глаза – зеркало души» автор подчеркнул буквально в двух словах, которые раскрывают самую суть персонажа. Даже очень привлекательный внешне человек может оказаться совсем не таким, каким видится вначале.

Здесь – первый намек на истинную суть Свидригайлова, которую автор раскрывает через мнение Раскольникова, заметившего, что лицо Аркадия Ивановича скорее похоже на маску, скрывающую всю подноготную, что, несмотря на привлекательность, есть в Свидригайлове что-то очень неприятное.

Характер, его становление

Свидригайлов – дворянин, а это значит, что образование он получил достойное. Он около двух лет прослужил в кавалерии, затем, как он сам говорил, «шлялся», живя уже в Петербурге. Там же стал шулером, попал в тюрьму, откуда его спасла Марфа Петровна.

Получается, что вся биография Аркадия Ивановича является его путем падения нравственного и этического. Свидригайлов циничен, любитель разврата, в чем сам же и признается даже с некоторой гордостью.

У него отсутствует чувство благодарности: даже своей жене, спасшей его из тюрьмы, он заявляет прямо, что не собирается хранить ей верность и менять образ жизни ради нее.

Весь его жизненный путь отмечен преступлениями: из-за него покончили с собой его слуга Филипп и дочь слуги – обесчещенная Свидригайловым девочка. Наиболее вероятно, что и Марфа Петровна отравилась из-за развратника-мужа.

Аркадий Иванович лжет, очерняя Дуню, сестру Раскольникова, клевещет на нее, а еще пытается девушку обесчестить. Всей своей распутной и бесчестной жизнью Свидригайлов постепенно убивает свою душу.

И ладно бы он уничтожал все доброе в себе, Аркадий Иванович убивает все вокруг себя, все, к чему только прикасается.

Особенности личности персонажа

Свидригайлов изображен совершенным злодеем, павшим в бездну зла, утратив, вроде бы, всякие жалкие остатки совести.

Он абсолютно не испытывает никаких сомнений, творя зло, не задумывается о последствиях, даже испытывает наслаждение от мучений окружающих его людей.

Похотливый развратник, садист, он старается удовлетворять все свои низменные инстинкты, при этом не испытывая ни малейшего раскаяния в содеянном. Ему кажется, что так будет всегда.

Свидригайлов и Раскольников

Встретившись с главным героем, Аркадий Иванович как-то однажды замечает ему, что оба они «одного поля ягоды». Раскольникову же Свидригайлов крайне неприятен. Родион чувствует даже некоторую растерянность, ощущая власть Аркадия Ивановича над собой, который очень многое понял про студента. Раскольникова пугает загадочность Свидригайлова.

Однако, несмотря на то, что Родион убил старуху-процентщицу, они вовсе не похожи друг на друга. Да, Родион выдвинул теорию о сверхлюдях, даже убил человека, проверяя свою теорию.

Но в Свидригайлове как в кривом зеркале он увидел себя в дальнейшем, если бы продолжал жить по принципам своей идеи.

И это раскрыло в Родионе человечность, подтолкнуло к раскаянию и пониманию всей глубины его падения.

Конец Аркадия Ивановича

Достоевский кроме владения писательским мастерством был наделен талантом психолога. Вот и здесь, описывая жизненный путь Свидригайлова – закоренелого злодея, останавливает его любовью, как это ни парадоксально. Аркадий Иванович, встретив Дуню, сначала пытается ее соблазнить.

Когда же это ему не удается, он очерняет девушку в глазах окружающих. В итоге же с удивлением понимает, что полюбил ее по-настоящему.

И это вот понимание истиной любви открывает в его душе все шлюзы, которые доселе не выпускали наружу ни совесть, ни раскаяние, ни понимание совершенных им злодеяний.

Он отпускает Дуню, с отчаянной горечью замечая: «Так не любишь? И не можешь? Никогда?». Свидригайлов внезапно понимает, что абсолютно одинок в своем падении, что недостоин ничьей любви.

Прозрение наступает для него слишком поздно. Да, он пытается искупить, как-то загладить все зло, которое он соделал до сих пор.

Аркадий Иванович дает деньги Дуне и Соне, жертвует крупную сумму семье Мармеладовых… Но глубокого, искреннего раскаяния достигнуть он не может.

А вот муки совести вызвали в нем воспоминания о содеянных злодеяниях. И эти воспоминания оказались непосильным бременем для совести. Свидригайлов покончил с собой.

И в этом он оказался слабее Раскольникова, который не испугался, а сознался и раскаялся, не побоявшись жить дальше.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1341-harakteristika-svidrigaylova-prestuplenie-i-nakazanie.html

Образ Свидригайлова в романе

Образ свидригайлова в романе преступление и наказание

Рассмотрим образ Свидригайлова Аркадия Ивановича. Этот герой является одним из главных персонажей психологического романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского (портрет автора представлен в статье). Федор Михайлович это произведение опубликовал в 1866 году. Оно было напечатано в журнале “Русский вестник”. А создавалось это произведение в период с 1865 по 1866 год.

Образ Лужина и Свидригайлова объединяет то, что оба этих героя – моральные двойники Раскольникова. Аркадий Иванович олицетворяет собой упадок личности и духовную деградацию, к которым приводит реализация философии Родиона, его взгляда на мир.

Внешняя характеристика Свидригайлова

Рассматривая образ Свидригайлова, опишем сначала его внешние черты. В произведении Аркадию Ивановичу уже более 50 лет, однако он выглядит намного моложе своих лет. Это широкоплечий человек среднего роста, который одевался щегольски и выглядел “осанистым барином”.

У Аркадия свежее, приятное лицо, борода и волосы еще весьма густые, а его голубые глаза смотрят пристальным, холодным взглядом. Однако Раскольников через некоторое время нашел в этом, казалось бы, миловидном лице что-то страшное и неприятное. Свидригайлов – это дворянин со связями, который привык ставить перед собой цель и любыми способами добиваться ее.

Таков образ Свидригайлова при первом знакомстве с этим героем. Однако он на самом деле намного сложнее, в чем вы убедитесь, дочитав до конца эту статью.

Продолжая описывать образ Свидригайлова, обратимся к его внутреннему миру. Множество сплетен окружает этого героя, одна хуже другой. В смерти супруги Марфы обвиняет его общество. Свою жену он якобы отравил, а также истязал и, в конечном счете, довел до самоубийства Филиппа, своего слугу, избивал девочку.

Исходящую от этого человека опасность ощущает и Дуня – сестра Родиона, в которую этот дворянин влюблен. Свидригайлов говорит сам о себе, что он лишенный норм и принципов человек, который действует по своему хотению и собственной воле. Он не строит оправдательные теории для сокрытия своих поступков, как Лужин. Аркадий Иванович прямо говорит, что он “развратный и праздный” человек.

Сравнительная характеристика двух героев – Свидригайлова и Раскольникова

Образ Свидригайлова, кратко описанный выше, во многом раскрывается благодаря сопоставлению его с Родионом Раскольниковым. Благодаря способностям, опыту, деньгам Аркадий Иванович имеет уже то, о чем может лишь мечтать Родион, – “независимость от людей и абсолютную свободу”.

Этот герой смог уже давно переступить через убийство, разврат, обман. Раскольников мог бы позавидовать холодной расчетливости и выдержке Свидригайлова во время преступления, поскольку Аркадий Иванович глупых ошибок не совершает никогда, сентиментальности не поддается. А студент страдает от всего этого.

Родион мучается в душе, все свои моральные силы собирает для того, чтобы заставить совесть замолчать. Аркадий Иванович давно уже не ощущал даже намеков на чувство вины и терзания совести. Его не волнуют прошлые грехи, как и грязные поступки, совершенные им недавно. Все это дополняет его образ.

Свидригайлов Аркадий Иванович привык жить различными преступлениями, наслаждаться собственными низостями.

Аркадий Иванович переступил уже давно моральные границы, пропасть духовного падения этого героя поистине велика. Единственный его жизненный принцип заключается в том, чтобы срывать безжалостно “цветки наслаждения”, а затем выкидывать их “в придорожную канаву”.

Аркадий первым замечает, что с Родионом у него много общего. Однако есть и одно важное отличие – Свидригайлов границы между грехом и моральностью стер, а Родион – нет. У студента вызывает панику тот факт, что зло и добро одинаковы.

А для Свидригайлова это жизненная истина.

Положительные стороны Свидригайлова

Изображая его аморальный образ, Достоевский вместе с тем большое значение придает совершенным им хорошим поступкам. Их Свидригайлов совершает даже больше, чем все положительные персонажи вместе взятые.

Ведь Аркадий обеспечил будущее не только своим детям, но и сиротам Мармеладовых. Он жаждет устроить судьбу Сони, вытащить ее из этого “водоворота”. Свидригайлов предлагает Раскольникову деньги для того, чтобы тот сбежал в Америку.

Он также обещает выплатить долги Катерины Ивановны. Светлая сторона этого героя в отношениях с Дуней также берет верх. Ведь Аркадий Иванович, после того как девушка ему жестко отказала, больше не искал с ней встречи, не причинил Соне зла.

“Широкая” натура Свидригайлова наделена странной способностью быть благородной и мерзкой одновременно. В его душе отсутствует четкая граница между злом и добром.

Трагическая раздвоенность внутреннего мира Аркадия Ивановича

Жизненная позиция Аркадия Ивановича объясняется в произведении в некоторой мере трагической раздвоенностью его личности. Он, так же как и Родион, воспринимает болезненно несовершенство этого мира, порядки его, основанные на несправедливости и фальши. Но бунт Свидригайлова, с другой стороны, позитивного заряда не имеет.

Он делает добрые поступки лишь “от скуки”, поскольку от него не требует ни ущемлений в своих желаниях, ни страданий материальная помощь людям. Лишь к пустоте, а не к самореализации, приводит героя его теория “сильной личности”.

Отвращение к жизни и самоубийство

Аркадий Иванович, несмотря на полное отсутствие в нем нравственных принципов, чувствует отвращение к жизни. Этот герой хочет убежать от этого, он рискует, убивает, после чего сидит в тюрьме, затем соглашается на побег в Америку или полет на воздушном шаре.

Однако тяжесть существования, лишенного смысла, давит на плечи, угнетает. Его везде преследует пошлость, “баней с пауками” пугает вечность. Неудивительно поэтому, что Свидригайлов, пресытившись жизнью, решается на самоубийство.

Его душа практически мертва, поэтому выстрел из револьвера был логичен.

Чему учит судьба Свидригайлова?

Большую роль в произведении играет образ Свидригайлова. “Преступление и наказание” – роман, который учит нас тому, что вседозволенность, абсолютная свобода приводят не к раскрепощению, как втайне надеялся Родион, а, напротив, к опустошению, ощущению сужения жизненного пространства.

Предупреждением Раскольникову является судьба Аркадия Ивановича. Характеристика образа Свидригайлова показывает, что выбранный им путь ложный. Он ведет лишь к душевной пустоте.

Судьба этого героя учит негативным примером истине, которой придерживается Соня, – нужно принять Христа и очиститься для того, чтобы стать свободным по-настоящему.

Источник: https://FB.ru/article/198060/obraz-svidrigaylova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Свидригайлов

Образ свидригайлова в романе преступление и наказание

Второстепенный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Старый дворянин, мечтает жениться на сестре главного героя романа – Дуне Раскольниковой. Узнает об убийстве, которое совершил Раскольников, однако обещает молчать об этом. Изворотливый тип, развратный и циничный.

Экранизации

Александр Балуев в роли Свидригайлова

В 1969 году на киностудии имени Максима Горького выходит двухсерийный фильм «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова. Роль Свидригайлова в этом фильме сыграл актер Ефим Копелян.

В 2007 году на телеэкраны вышел сериал «Преступление и наказание», снятый Дмитрием Светозаровым. Сериал снимали в Санкт-Петербурге, роль Свидригайлова досталась актеру Александру Балуеву.

Владимир Высоцкий в роли Свидригайлова

В 1979 году роль Свидригайлова в спектакле, поставленном Театром на Таганке, сыграл Владимир Высоцкий. Это была последняя театральная роль актера.

Цитаты

Жизненные принципы Свидригайлова хорошо описывает цитата:

«Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть».«Да что вы в добродетель-то так всем дышлом въехали?»«Зачем же бросать женщин, коли я хоть до них охотник? По крайней мере, занятие… Согласитесь сами, разве не занятие в своем роде?»«То, что в своем доме преследовал беззащитную девицу и «оскорблял ее своими гнусными предложениями», — так ли-с? … Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва? Ну а как жертва? Ведь предлагая моему предмету бежать со мною в Америку или в Швейцарию, я, может, самые почтительнейшие чувства при сем питал, да еще думал обоюдное счастие устроить!»

Источник: https://24smi.org/person/6215-svidrigailov.html

Характеристика и образ Свидригайлова в романе Достоевского Преступление и наказание

Образ свидригайлова в романе преступление и наказание

Свидригайлов является одним из двойников Раскольникова. Их сходство – идеологическое. Что один, что второй оправдывают достижение благой цели любыми средствами, даже если они будут носить преступный, злодейский характер.  

Свидригайлов – человек, абсолютно лишенный всякой нравственности. За свою жизнь он совершил немало жестоких поступков, его руки испачканы человеческой кровью. Целью его злодеяний было получение возможности свободно выбирать, каким образом выстраивать собственную жизнь.

В свое время Свидригайлов был карточным шулером, а затем и вовсе стал убийцей, отсидел срок в тюрьме, а после оказался виновным в смерти своей жены.

Тем не менее, несмотря на все эти события, герой не считает себя злодеем. Свидригайлов способен совершать и добрые дела, а именно: он готов оказать финансовую помощь Авдотье Романовне, не требуя от нее брачного союза; он желает ее оградить от брака с Лужиным, потому как видит гнилую сущность этого человека.

Свидригайлов быстро раскрывает суть теории Раскольникова, разгадывает его мысли, видит мучения главного героя. Он понимает, что Родион задается нравственными вопросами, вопросами «гражданина и человека». Он призывает Раскольникова отказаться от этих мыслей, призывает его не браться «не за свое дело».

В отличие от Свидригайлова, Раскольников, совершив преступное деяние, все же не переступил черту, остался «на этой стороне». Преступившего черту Свидригайлова совесть совершенно не мучает.

Однако подобная вседозволенность лишила его всяческого интереса к жизни. Герой осознает, что весь путь, который он прошел, был неправильным, и теперь он стал рабом собственной прихоти и желаний, с которыми не в силах бороться.

По мнению Свидригайлова, он и Раскольников – «одного поля ягоды».

Весьма показательным является момент, когда Родион узнает о самоубийстве Свидригайлова. Это происходит тогда, когда главный герой идет к следователю с намерением признаться в совершенном им злодеянии.

Этим Достоевский показывает, что настоящую свободу могут обрести только те люди, у которых по-настоящему доброе сердце. Те же, кто избрал путь греха и порока, в конце концов, утрачивают свободу.

Таким образом, бесчеловечная теория Раскольникова терпит окончательный крах – она лишена права на существование.

Преступления превращают человека в раба. Такие люди уже не способны совершать хорошие поступки, даже если сами этого хотят. Свидригайлов показательный тому пример. Слишком долго этот человек жил в грехе, и осознание своей ошибки пришло к нему с опозданием.

При помощи образа Свидригайлова автор показывает нам, к чему может привести бесчеловечная теория, придуманная Раскольниковым. По утверждению Достоевского, собственное счастье нельзя построить на чужом несчастье, тем более, если речь идет о преступном деянии.

Сочинение про Свидригайлова

Образ Свидригайлова Аркадия Ивановича один из самых загадочных в романе. Впервые о нем упоминается в письме матери к Раскольникову.

Со слов Пульхерии Александровны мы узнаем, что сестра Раскольникова Дуня служила в доме семейства Свидригайловых гувернанткой и несправедливо подверглась унижению из-за домогательств Аркадия Ивановича.

Но со временем, убедившись в невиновности Дуни, его жена Марфа Петровна восстановила ее репутацию и даже устроила ее замужество со своим дальним родственником Лужиным.

Это человек с темным прошлым, о котором ходит множество смутных слухов. Его подозревали в причастности к гибели жены. Говорили, что покончил с собой лакей, не вынеся его издевательств, что удавилась девочка-подросток, на которой он надругался. Явных доказательств достоверности этих злодейств не было.

Сам же Свидригайлов в разговоре с Раскольниковым много говорит о себе дурного. Но смеется над нелепыми слухами. Он довольно откровенен и простодушно говорит о своих пороках, что он праздный, недобрый, развращенный и даже продажный. Была у него недолгая служба в кавалерии, потом он стал шляющимся, без определенных занятий господином.

Не стыдится, что был шулером, из-за чего сидел в долговой тюрьме, откуда его выкупила Марфа Петровна и женила на себе.

Но и самые лучшие поступки в романе совершает этот же человек. После похорон Катерины Ивановны пристраивает ее детей в пансион и обеспечивает им дальнейшее содержание, фактически спасая от голодной смерти.

А старшую девочку Полечку уберег, возможно, от повторения Сониной участи. Самой же Соне дает денег, чтобы она могла последовать на каторгу за Раскольниковым.

Пытается через Раскольникова предлагать Дуне денег, чтобы спасти ее от брака с мерзавцем Лужиным, понимая, что на эту жертву она идет ради брата. Но она этих денег не принимает.

Только почему-то мучают его призраки умерших. То являются привидения жены и лакея. То мучают во сне кошмары с девочкой-самоубийцей. За что, какие грехи? Он понимает, что у Раскольникова есть путь к спасению, может быть будущее. А своего будущего он не видит. Лишившись последней надежды на спасение в Дуниной любви, кончает жизнь самоубийством.

Вариант 3

В романе Достоевского « Преступление и наказание » раскрыто очень много интересных образов. Одним из самых ярких и запоминающихся является образ Аркадия Ивановича Свидригайлова.

По описанию автора это немолодой человек лет пятидесяти, но очень хорошо сохранившийся для своего возраста. Он хорошо одет, приятной наружности, на голове его практически нет седых волос. Глаза голубые и глубокие, но почему- то главному герою Родиону Раскольникову они кажутся загадочным и страшными.

Свидригайлов представляется читателю сначала человеком очень много пожившим и повидавшим. И, как становится понятно, сделавшим в своей жизни немало плохого. Например, даже его знакомство с женой. Она выкупила его из тюрьмы, куда он попал за шулерство. Так же на его счету есть злодеяния намного страшнее.

Кажется, что из благодарности супруге, он должен был стать благородным мужем и отцом, но все совершенно не так. В браке Свидригайлов продолжает дебоширить, пить, и творить нехорошие дела.

Ему вменяют в вину надругательство и доведение до самоубийства немой девочки – служанки. Но благодаря деньгам супруги, донос на Свидригайлова исчезает из полиции. И только наличием этой записки жена могла влиять на него.

Что, тем не менее, не мешало Свидригайлову колотить супругу, а в дальнейшем, по слухам, отравить.

Человеческие чувства проявляются у Свидригайлова тогда, когда он влюбляется в Дуню Раскольникову, сестру главного героя романа. Но в меру своей распущенности Аркадий Иванович начинает за ней ухаживать так, что становится Дуне противным и ненавистным. Он предлагает ей деньги, сбежать вместе за границу. Но Дуня его отвергает.

Далее в романе становится понятным, что чувства Свидригайлова к Дуне были, наверное, настоящими и чистыми, насколько того позволяла его испорченная душа. Чтобы стать ближе к ней он пытается делать хоть что-то хорошее в своей жизни.

Свидригайлов начинает совершать благородные поступки. Он дает денег Дуне, чтобы та не выходила замуж за Лужина, и тем самым не губила свою жизнь, оплачивает похороны Катерины Ивановны и помогает её бедным детям.

Дает денег Соне, чтобы та смогла отправиться на каторгу за Раскольниковым, и поддержать его там.

В общем, образ Свидригайлова является спорным, и дает повод задуматься. В одной стороны пьяница и убийца, с другой, – понимающий и щедрый человек. Хотя, если учесть то, что он задумал самоубийство, или как он сам это называет вояж в Америку, то можно понимать его хорошие поступки как попытку искупить свои грехи. Он хочет облегчить свою совесть.

Образ Свидригайлова в сюжетной линии романа очень важен, интересен и многогранен. Он был плохим человеком, но также умел совершать и благие дела.

← Характеристика и образ Ивана Шатова в романе Бесы← Парфён Семёнович Рогожин в рассказе Идиот↑ ДостоевскийОбрази характеристика Порфирия Петровича в романе Преступление и наказание →Образ и характеристика Лебедева в романе Идиот →

  • Образ и характеристика Ляпкина-Тяпкина в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    В своём произведении Гоголь, используя незатейливый сюжет, высмеивает чиновников уездного города. Они вместо заботы о благе горожан, погрязли во взяточничестве и воровстве. Один из них – судья Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин.

  • Сочинение по стихотворению Лермонтова Тучи (6 класс)

    Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых великих классиков России. Его творческий путь был нелегкий, была слава, но и были беды. За «бунтарский нрав» поэта отправили в ссылку. Впрочем этот момент

  • Сочинение по рассказу Возвращение Платонова рассуждение

    Рассказ Андрея Платонова «Возращение» произвел на меня огромное впечатление. Не буду говорить о злой войне, которая разрушала судьбы человеческие. В первую очередь рассказ этот о человеческом эгоизме. Закончилась война, послуживший капитан едет домой.

  • Анализ повести Вино из одуванчиков Брэдбери

    Повесть «Вино из одуванчиков» была опубликована американским писателем в 1957 году. В своей во многом автобиографической работе, автор рассказывает жизнь Дугласа Сполдинга

  • Мильон терзаний Чацкого – сочинение для 9 класса

    Горе от ума это известное произведение Александра Сергеевича Грибоедова. В нем присутствует как классицизм, так и романтизм. Комедия рассказывает про светское общество периода, когда было крепостное право.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/harakteristika-i-obraz-svidrigajlova-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Юр-защита
Добавить комментарий